Мининфраструктуры опять попытается реформировать рынок такси

Власти уже не первый год пытаются реформировать украинский рынок такси. К примеру, в прошлом году был представлен законопроект “О перевозках на такси”, однако в нём было столько спорных моментов, что уже в августе этого года Министерство инфраструктуры Украины представило новый вариант изменений в законодательные акты, по урегулированию работы такси.

Как сообщили порталу “Дело”, в Мининфраструктуры, “старый” законопроект “О перевозках на такси” был очень объемным и создавал дополнительную нагрузку на субъекты хозяйствования и в некоторых аспектах ограничивал их деятельность. Поэтому новое руководство министерства приняло решение разработать не отдельный законопроект, а внести изменения в действующий закон “Об автомобильном транспорте”.

По мнению чиновников, главным отличием нового законопроекта от предыдущего варианта является упорядочение хоздейятельности такси и информационно-диспетчерских служб без дополнительной нагрузки на предпринимателей.

Предусматривается передать полномочия по организации таксомоторных перевозок из компетенции Мининфраструктуры органам местной власти. “Города Украины разные. И требования к такси тоже будут разные”, – объяснили в министерстве.

Новый вариант закона предусматривает ужесточение борьбы с нелегальными перевозчиками. ГАИ планируется предоставить возможность останавливать и накладывать штрафные санкции на водителей, которые под видом перевозок для собственных нужд, фактически перевозят пассажиров и зарабатывают на этом деньги.

Также документ определяет требования, права и обязанности к информационно-диспетчерским службам. Дополнен перечень документов, на основании которого выполняются пассажирские перевозки: у такси должен быть договор об информационно-диспетчерском обслуживании и документы, подтверждающие факт страхования пассажира и гражданско-правовой ответственности перевозчика.

В новом законопроекте вводятся лицензии на предоставление услуг по перевозке пассажиров. Каждое такси должно получить по лицензионной карточке, выдаваемой органом лицензирования. В то же время, осталось “старое” требование осуществлять посадку пассажиров только в пределах населенного пункта, указанного в карточке. Иными словами, если таксист отвезет пассажира в другой город, он не сможет взять людей на обратный путь.

Также предусматривается существенное повышения уровня штрафов за оказание услуг такси без соответствующей лицензии. Если сейчас нелегальному таксисту грозит наказание в несколько сотен гривен, в случае принятия изменений, штраф вырастет до 500 необлагаемых минимумов доходов (около 8,5 тыс. грн). Перевозчиков будет штрафовать ГАИ, а субъекты хозяйстввования – “Укртрансинспекция”.

Кроме того, предусмотрено формирование сети стоянок такси. Установление порядка их работы и требований по обустройству возлагается на местные органы государственной власти – сельские, поселковые, городские советы соответствующего населенного пункта.

В то же время, по мнению советника юридической фирмы “єПраво” Виталия Власюка, в документе нет норм о стандартах технического состояния автомобилей и отсутствует четкое указание, чем должно быть оборудовано такси. Также не разъясняется, как сотрудники ГАИ должны отличать обычных водителей от нелегальных перевозчиков без опознавательных знаков.

В Мининфраструктуры сообщили, что в данный момент к законопроекту собираются предложения и замечания от других органов власти и общественных организаций. После согласования, он будет направлен на экспертизу в Министерство юстиции для правовой экспертизы, после чего отправится в Кабмин. В случае одобрения документа Кабинетом Министров, проект закона будет подан на рассмотрение в Верховную Раду.

Таким образом проект закона попадет в Верховную Раду минимум через 2-3 месяца. А с учетом внесения всех правок, реформа может состояться не ранее чем через пол года.