Тест-драйв Audi A4 (B9): интегратор.

За все время моего знакомства с различными автомобилями Audi они меня приучили к умеренности, эволюции и сдержанности в своих различных инкарнациях настолько, что перед встречей с новым седаном Audi A4 я ничего особенного не ждал. А зря!

Италия – достаточно популярное место для проведения ездовых презентаций. Пусть здесь и нет безлимитных немецких автобанов, для которых во многом “затачиваются» немецкие автомобили, зато извилистые дорожки с неплохим асфальтом, хорошая погода и бесподобная кухня гарантированы.

Знакомиться с новым поколением Audi A4 нас привезли в достаточно специфическую область Италии – в город на воде под названием Венеция. Первая мысль – где же здесь можно ездить без весел и винтов?

Оказывается, окраины Венеции не только прекрасны с точки зрения локаций для фотосъемки, но и превосходны по разнообразию дорог. Нас ждали автобаны, второстепенные дорожки, извивающиеся вдоль леса сквозь туннели через высокогорные озера, а особенно мне приглянулись серпантины. Для полного автомобильного счастья не хватало разве что гоночной трассы.

Но прежде чем сесть за руль, следовало послушать небольшую лекцию по новому автомобилю. Специально для этого буквально в двух шагах от аэропорта у парковки соорудили светлый “кубик» презентационного помещения с четырьмя кольцами на крыше. Audi любит все делать по-своему – даже во время Франкфуртского автосалона они собирают собственный павильон.

Чтобы не расплескать суть, самое важное я записывал в блокнот и сам себе удивлялся “неужели все это правда, о чем они говорят?». Сейчас расскажу подробнее!

Audi A4

Снаружи

Начнем с сухих цифр габаритов. Если сравнивать с предшественником, то изменения таковы: длина +25 мм (4726 мм), ширина +16 мм (1842 мм), колесная база +12 мм (2820 мм), высота не изменилась (1427 мм). Для понимания, Mercedes-Benz C-класса заметно короче (4686 мм), но с большей на 20 мм базой (2840 мм). BMW 3-й серии имеет на 10 мм меньшую базу (2810 мм) и еще короче (4624 мм). Другими словами, новая Audi A4 является одним из самых крупных седанов в классе. Собственно, А4 лишь на 70 мм короче А6 позапрошлого поколения (1997-2004 гг.), а колесная база даже больше на все 60 мм!

Еще больше акселерации впечатляет прогресс в аэродинамике. Если верить инженерам Audi, то у новой А4 коэффициент аэродинамического сопротивления Сх=0,23. Это не просто лучший показатель в классе (у некоторых версий нового Mercedes-Benz C-класса он равен 0,24), но и один из лучших для серийных автомобилей вообще! Даже “заточенная» для максимальной обтекаемости Tesla Model S имеет Cx=0,24. Универсал Audi A4 Avant не так гладок, у него Cx=0,26.

Так ведь глядя на А4 со стороны и не скажешь, что это сверх обтекаемый автомобиль – солидный седан, практически копия А8 при взгляде сбоку, солидный и основательный. Выглядит новая А4 будто классом выше, чем предшественник. Формы без особых откровений и всплесков: снизу классическая подштамповка, подоконная линия аккуратно подчеркнута тонкой линией, слегка выступающие арки говорят о потенциале шасси. А основной шик и дороговизна в новой фирменной светодиодной оптике и характерной для всех Audi трапециевидной решетке радиатора.

Внутри

Даже в самой простой версии, которая мне попалась, с тканевым салоном, ты понимаешь, что оказался в салоне премиального автомобиля. Даже с закрытыми глазами – по запаху, шершавой коже руля, холодящим пальцы металлическим вставкам на центральной консоли и выверенным усилиям с четкими щелчками, которые сопровождают регулировку температуры или громкости. Все здесь выполнено с высочайшим вниманием к деталям и качеством.

К эргономике трудно придраться, но посадка меня немного удивила. Обычно я сажусь “по ногам» с прямой спиной и вытягиваю руль на себя, чтобы кисти лежали аккурат на ободе руля. В этот раз руль мне даже пришлось немного задвинуть, почти до упора – столько места для ног под ним! Соответственно, нет нужды сильно отъезжать назад, отнимая место у пассажиров.

Отдельного внимания заслуживает мильтимедийный комплекс MMI, особенно в топ-версии с 8,3-дюймовым экраном и аудиосистемой Bang & Olufsen Sound System. Музыка здесь даже лучше, чем у флагманского седана А8 благодаря новой 3D технологии, которая создает ощущение присутствия на концерте. Причем, неважно какую музыку вы любите, рок или классику, система подстроится под выбранный вами стиль. Атмосферу концерта поддерживают аж 19 динамиков, а общая мощность аудиосистемы достигает 775 Вт. Дело не только в цифрах, но и в новом алгоритме обработки звука, который стал натуральнее.

Жаль только, что центральный экран возвышается над передней панелью, как у многих Мерседесов. На вопрос “почему вы его не спрятали, как у А6?» мне ответили, что он отлично вписывается в общий дизайн салона, слегка развернут к водителю… но я подозреваю, что это компромисс со специалистами по климатическим системам. Ведь, как у новейшего Volkswagen Passat здесь практически на всю длину передней панели протянулась решетка вентиляционной системы, которая уходит вглубь передней панели и помешала бы механизму втягивания экрана.

Audi

Почему его не сделали тоньше, как у смартфонов? Потому, что он должен отвечать автомобильным стандартам по прочности, углам обзора, контрастности и яркости. В будущем может появится более крупный и тонкий дисплей, может быть изменится логика управления в плане интеграции мобильных телефонов с автомобилем.

Почему не сделали экран сенсорным? Потому что у шайбы-джойстика есть сенсорное поле, как у ТТ или А8. Так можно найти что угодно от аптеки до ремонта обуви – система подскажет варианты в ареале вашего нахождения. Кроме того, можно общаться с машиной голосом и она научилась распознавать естественные фразы, например “я хочу позвонить Коле». Правда, русский или украинский Audi Connect пока не понимает.

У MMI улучшена логика: кнопка правее шайбы отвечает за выбор, а слева за действие – как у компьютерной мышки. Расположенные в ряд шесть кнопок можно настроить индивидуально, привязав к любой из них любую функцию – от номера телефона до точки в навигации или любимой радиостанции. Кстати, можно подключить интернет-радио через Audi Connect или через приложение мобильного телефона.

В движении

Новая Audi A4 пятого поколения (заводское обозначение В9) построена на новейшей платформе MLB evo. Здесь полностью переработана передняя подвеска и новая пятирычажная задняя подвеска с полностью переработанной кинематикой. Впервые эту платформу применили на Audi Q7 второго поколения, который мы планируем взять на тест еще до конца года. В дальнейшем она будет в основе следующего поколения седанов А6 и флагманского А8. Кроме того, подвеска MLB evo будет у нового Volkswagen Phaeton и Touareg.

Какой дорожный просвіт у А4? Есть четыре версии шасси: обычное, адаптивное, спортивное и для плохих дорожных условий. Какой дорожный просвет у стандартной подвески мне так и не признались, сказав, что спортивное шасси на 23 мм ниже, а подвеска для плохих дорожных условий имеет просвет +13 мм от базового уровня. С точки зрения кинематики между ними нет отличий. Даже недавно представленная S4 с такой же спортивной подвеской (-23 мм) как обычная А4, только там более жесткие амортизаторы. А вот разработку подвески RS4 ведет специальное подразделение quattro GmbH, и о ней пока ничего неизвестно.

Audi

Что касается обычной А4 с пассивными амортизаторами, благо на тесте были и такие, то… подвеска слишком хороша для базовых двигателей. Самый начальный уровень – это A4 1.4 TFSI мощностью 150 л.с. Крутящий момент здесь неплох и составлет 250 Нм, но даже облегченный кузов этому мотору было нелегко тащить в гору. Вместо третей приходилось переходить на вторую и держать обороты в районе 3000-4000 об/мин.

На обратном пути тот же холмистый участок я прошел за рулем дизельного А4 2.0 TDI (190 л.с. и 400 Нм) – вот это другое дело! Уверенная тяга уже с 2000 об/мин и легкий разгон независимо от направления движения – вверх, прямо или вниз. Только шины слегка попискивали в особо “затычных» связках на перевалах. Руль с электроусилителем на рейке стал немного острее, чем раньше: передаточное отношение сократилось до 15,9:1 (было 16,1:1), но чувства руля стало как будто меньше. Зато никакие паразитные вибрации от дорожных неровностей, каких было немного на нашем пути, на руки не передавались.

Audi

К слову, “в базе» четверка по-прежнему имеет под рукой шестиступенчатую “механику», за которую я взялся с воодушевлением, но потом слегка разочаровался. Сцепление по-прежнему имеет длинный ход, а передачи включаются пусть и достаточно четко, но ошибка не исключена. Инженеры будто специально не стали доводить до блеска механическую коробку, чтобы все больше клиентов доплачивали за S tronic и tiptronic.

Самая мощная дизельная Audi A4 3.0 TDI quattro (272 л.с., 600 Нм) с новым восьмиступенчатым “автоматом» tiptronic уехала от меня, зато я в последний момент успел запрыгнуть в самую мощную среди тестовых бензиновую А4 2.0 TFSI quattro (252 л.с. и 370 Нм при 1600-4500 об/мин) с “роботом» S tronic. Газ в пол и первая сотня на цифровом спидометре заканчивается спустя 5,8 секунды. “Робот» щелкает передачи как орехи, не успел оглянуться и уже под двести, а ведь здесь нет автобанов – пора тормозить. Тормоза не просто мощные и очень хорошо прогнозируемые по усилию. А я даже слегка жалею, что эта версия мне досталась только на финальном отрезке по дороге в город.

Audi

Да и город здесь без пробок, а значит не получится проверить “пробочный автопилот», когда машина сама не только останавливается и разгоняется в плотном потоке, но и подруливает вслед за ним. Зато свою полосу седан держит отменно, и даже поворачивает, только время от времени напоминает, что нельзя совсем отпускать руки, да и опускать тоже. Всего же в новой “четверке» три десятка различных ассистентов, ранее дебютировавших на кроссовере Q7. Седан на данный момент – одна из самых технологичных моделей Audi.

Audi

Вернувшись “на базу» я посмотрел на “сброшенный» заранее борткомпьютер и не поверил глазам – всего 9,7 л/100 км и это при достаточно агрессивном стиле езды на 252-сильном турбомоторе! Более спокойная версия мотора 2.0 TFSI мощностью 190 л.с. до меня не дошла, но он еще экономичнее и в среднем может расходовать всего 4,8 л/100 км. Впрочем, для экономии есть версия A4 2.0 TDI (190 л.с.) Ultra, которая может довольствоваться расходом лишь 3,7 л/100 км, но у меня вышло около 6 л/100 км.

Чтобы я выбрал? Пожалуй дизельную Audi A4 2.0 TDI, только не на “ручке», а с роботом S tronic. Если пользоваться им с умом, то прослужит он гораздо дольше гарантийного срока, а комфорта от езды подарит больше, чем аудюшная “механика». У нас же тон будут задавать, скорее всего, бензиновые версии 2.0 TFSI мощностью 190 и 252 л.с. плюс полный привод quattro. На сухом асфальте его вмешательство я не прочувствовал, а вот дополнительная степень уверенности зимой явно не помешает. Собственно, первые Audi A4 нового поколения к нам прибудут как раз зимой, скорее всего в ноябре.

Audi

Вывод

Мне кажется, что покупатели “немецкой тройки» настолько лояльны, что никогда не изменят своим вкусам, о которых заботятся из поколения в поколение. И фанат BMW никогда не пересядет в Audi или Mercedes и наоборот. При выборе автомобиля стоимостью около миллион гривен (цен на А4 пока нет, но если отталкиваться от стоимости конкурентов, то машина в хорошей комплектации вряд ли обойдется дешевле миллиона), нужно прочувствовать себя в автомобиле и понять насколько он подходит именно вам.

Мне кажется, что новая Audi А4 больше располагает к спокойному драйву, больше акцентирует внимание на комфорте, вместо агрессивного вождения. И если вы не гонитесь за престижем крупных моделей, то я бы даже советовал присмотреться к А4 после А6. Новая “четверка» стала заметно просторнее, комфортнее и технологичнее – сделала большой шаг вперед!

Audi

А4 в историческом формате

В компании Audi историю модели А4 ведут с 1972 года, когда появилось первое поколение Audi 80 с заводским обозначением В1. Интересно, что впервые Audi 80 и даже Audi Super 90 появились еще в 1966 году, но так назывались мощные, с форсированным до 80 и 90 л.с. двигателями, версии семейства Audi F103. Именно F103 является первым современным Audi, но во многом это была еще конструкция послевоенного DKW F102.

Дебют серийной Audi 80 прошел в марте 1973 года на Женевском автосалоне. Это был двух и четырехдверный седан с 4-цилиндровыми двигателями объемом 1.3 л (55 л.с.) и 1.5 л (85 л.с.). Позже появилась двухдверная “заряженная» Audi 80 GT с карбюраторным мотором 1,6 л мощностью 100 л.с. и универсал. Уже на заводе кузов обрабатывали антикоррозийным покрытием и в целом машина получилась настолько удачной, что получила награду Автомобиль 1973 года. В США ее продавали как Audi Fox.

Audi

Второе поколение Audi 80 (B2) выпускали с 1978 по 1986 годы. Из линейки кузовов исчез универсал, зато над внешностью седанов работал талантливый Джорджетто Джуджаро. Помимо бензиновых двигателей объемом от 1.3 (55 л.с.) до 1.8 (110 л.с.) в 1980 году предложили атмосферный дизельный мотор 1.6 мощностью всего 54 л.с. В 1982 году появилась первая серийная полноприводная Audi 80 quattro с двигателем 2.1 (136 л.с.). В 1984 году произошел рестайлинг и появилась Audi 90, которая отличалась от 80-ки пятицилиндровым бензиновым мотором 1.9 (115 л.с.).

Audi

Третье поколение Audi 80 (B3) выпускалось лишь с 1986 по 1991 годы – это они назывались у нас “бочками». Сохранилось разделение на модели 80 и 90. Если первые оснащались бензиновыми моторами 1.6-2.0 (70-137 л.с.) и дизельными 1.6 (54 л.с.) и 1.9 (80 л.с.). То Audi 90 считались более спортивными и оснащались “пятерками» 2.0 (115 л.с.) и 2.3 (170 л.с.), последний имел по четыре клапана на цилиндр. В 1991 году спортивное появилось купе Audi Coupe S2 quattro с бензиновым турбомотором 2,2 л мощностью 220 л.с.

Audi

Четвертое поколение Audi 80 (B4) появилось в 1991 году и фактически являлось крупной модернизацией прежней машины В3. Появились подушки безопасности, улучшены материалы отделки и оснащения, даже заднюю подвеску изменили так, чтобы можно было сложить задний диван. Автомобиль стал подтягиваться к BMW 3-серии и Mercedes-Benz C-класса. Впервые под капотом появились двигатели V6 объемом 2.6 (150 л.с.) и 2.8 (174 л.с.), а турбодизель 1.9 выдавал 75 или 90 л.с. (с неразделенной камерой сгорания). Был и универсал Audi 80 Avant, который превратили в снаряд RS2 Avant мощностью 315 л.с. До 100 км/ч он мог разогнаться за 4,8 с, что в те годы было на уровне Porsche 911. Но дольше всего пожил открытый Audi 80: Cabriolet выпускали аж до 2000 года.

Трансформация Audi 80 в A4 (B5) произошла в 1994 году, чтобы составить конкуренцию более престижным в те годы землякам из BMW и Mercedes-Benz. Новая платформа от Volkswagen Passat пятого поколения не предусматривала пятицилиндровых двигателей, но и без них выбор был более чем широк: рядные “четверки» 1.6 и 1.8 (101-170 л.с.), V6 обьемом 2.4 и 2.8 (150-193 л.с.), а также турбодизели 1.9 (90 л.с.) и 2.5 (150 л.с.). Появилась автоматическая коробка передач tiptronic с возможностью ручного переключения. В 1996 году дебютировал универсал и полноприводная A4 quattro.

Все фото с тест-драйва Audi A4