Koenigsegg и Qoros представили двигатель без распредвалов

Шведская фирма FreeValve AB, находящаяся под управлением производителя суперкаров Koenigsegg Automotive, и китайская компания Qoros представили автосалоне в Пекине прототип двигателя без распределительного вала и дроссельной заслонки. По словам главы “Кёнигсегг» Кристиана фон Кёнигсегга появление подобных моторов на серийных автомобилях станет таким же прорывом, как переход от карбюраторов к непосредственному впрыску топлива.

“Корни» проекта двигателя без распредвалов уходят в начало 2000-х, когда им занималась компания Cargine. В 2001 году к разработке присоединились специалисты Koenigsegg. Прототипы силового агрегата испытывались универсале Saab 9-5, а серийный агрегат должен был появиться на Saab 9-3, если бы сам Saab не остановил производство из-за экономических проблем и претензий кредиторов. В результате группа инженеров, создавших отдельную фирму Freevalve, остались практически один один со своей разработкой, пока к проекту не присоединился китайский Qoros.

Представленный в Пекине четырёхцилиндровый двигатель называется Qoros Qamfree. Он собран базе “турбочетвёрки» китайской компании, однако распредвал, дроссельная заслонка и сопутствующее навесное оборудование шведы заменили на собственную систему актуаторов с пневматическим приводом, гидравлическим запором и электронным управлением (Pneumatic-Hydraulic-Electric-Actuator или сокращённо – PHEA).

Инженеры двух компаний заверяют, что PHEA обеспечивает точный контроль управляющей электроники над каждым клапаном всем цикле сгорания. Положения клапанов постоянно контролируют специальные датчики, работающие с точностью до одной десятой миллиметра. При этом двигатель получается компактнее, легче, эффективнее и на 13-20% экономичнее существующих аналогов.

Представители Koenigsegg рассказывают об инновационной разработке следующим образом: “Представьте, что играете пианино обеими руками, привязанными к противоположным концам метлы. Вероятно, “музыка» получится весьма неприятной. В данном примере “пианино» – это двигатель автомобиля, а “метла» – его распредвал. Появление FreeValve подобно освобождению от метлы и игре на инструменте отдельными пальцами».

К сожалению, в Пекине ни о каких ориентировочных сроках появления серийных агрегатов нового типа разработчики не рассказали, хотя ещё в 2015 году Кристиан фон Кёнигсегг рассказывал Top Gear, что новые двигатели уже практически готовы к использованию серийных автомобилях и скоро появятся на обычных машинах.

(Why?)