Mitsubishi L200: 70 лет пикапа

В эти дни “три бриллианта” отмечают красивый юбилей. Но не стоит напрягаться, представляя себе лик самого первого пикапа – фантазии всё равно не хватит. Ибо и сами японцы не представляли что в итоге получится из трёхколёсной мотоколяски.

Да, сначала была помесь мотоцикла со строительной тачкой авторства забытой ныне Mizushima MVW. 744-кубовая 15-сильная “воздушка” довоенной конструкции позволяла минигрузовичку перевозить одного попутчика и брать борт 0,4 т груза. И хотя самый первый серийный автомобиль Made in Japan назывался именно Mitsubishi (суть Fiat Tipo 3 c кузовом из киотского кипариса), по-настоящему массовой моделью “бриллиантов” стал именно этот карликовый грузовичок. Конечно, на фоне былого могущества империи Mitsubishi (в 1945-м союзники раздробили второй по величине дзайбацу на 44 фирмы), мотоколяска выглядела гротескно, если не сказать убого.

Впрочем, как и сам Ниппон: из-за поражения в войне и ужасов Хиросимы и Нагасаки в стране царили упаднические настроения. Промышленность разрушена, экономика в коллапсе, миллионы японцев остались не то что без работы – без крова. Безысходности добавлял неурожаи первых послевоенных лет и невозможность вести рыбную ловлю в прежних масштабах. Флот страны, состоящей из 6852 островов, был потоплен. А ведь под призыв попали все более менее крупные рыбацкие и торговые суда. Безысходности добавлял коллапс транспортной инфраструктуры, из-за которого даже уцелевшие города и села оказались в полнейшей изоляции. Поэтому стране, в которой в дефиците было всё – асфальт, бензин, покрышки – требовался максимально доступный и экономичный грузовик. И именно благодаря своей спартанской конструкции, невысокой цене и завидной экономичностиMizushima стала незаменимым помощником для мелких торговцев, лавочников и ремесленников.

Но уже к концу 50-х благодаря помощи вчерашнего врага и реформам “плана Маршалла” экономика страны не просто восстановилась – уже проступали ростки того, что позднее назовут “японским чудом”. Вместе с ростом благосостояния улучшалась комфортабельность трициклов Mitsubishi. Так, в 1959-м появился Leo с закрытой кабиной и полноценным автомобильным рулевым управлением. Его 300-кубовый моторчик развивал 12,5 л. с., разгоняя пикап до 80 км/ч с 300 кг груза.

Полноценный пикап появился у Mitsubishi только в 1967-м – фактически это была грузопассажирская версия малолитражки Colt 1000F (Mirage). И хотя вмешательства в конструкцию были минимальными, модель снова стала бестселлером класса. В очередной раз подтвердив дальновидность маркетологов автомобильного отделения, тонко чувствовавших веяния рынка и потребительские тенденции. И головной концерн, понимая что данная отрасль сулит стать локомотивом всей империи Mitsubishi, решили выделить автомобильное производство в отдельную структуру.

Так, в январе 1970 года появилось и поныне здравствующий ММС. Правильность подобного шага тут же подтвердил Chrysler, выкупив сразу 15% акций неофита, а тремя годами позднее доведя свою долю до 35%. Столь значительные инвестиции позволили японцам модернизировать производство, точечно обновить модельную линейку и выйти новые рынки сбыта.

Идея полноценного развозного пикапа с привычной для американских вкусов внешностью и уровнем комфорта была задумана ещё в 1970-м. Поэтому над эстетикой и эргономикой работали в том числе дизайнеры центра стиля Chrysler. Хотя ставка вновь была сделана простоту конструкции и широкую унификацию (в частности с Lancer и Galant Σ), первые серийныеL200 увидели свет только восемь лет спустя. В основе конструкции – простая лестничная рама, сзади – неразрезной задний мост на рессорах, под капотом бензиновые (1600 куб. см., 73/92 л. с. и 2000 куб. см., 110 л. с.) и дизельная (2300 куб. см., 67 л. с.) “четвёрки”, агрегатировавшиеся с 4- и 5- ступенчатыми МКП. Дома 1-тонный пикап продавался как Forte, вне – какL200 и даже Mighty Max. В свою очередь Chrysler через собственную дилерскую сеть продавал 2,6-литровую 105-сильную версию пикапа под марками Chrysler, Dodge и Plymouth.

В первый же год продаж новинка разошлась тиражом в 45 тыс. экземпляров, в 1979-м – и вовсе рекордным 100 тысяч. По всем канонам американского рынка обновлённая версия появилось уже три года спустя. Ключевыми изменениями стали фейслифтинг (оптика, решётка радиатора, бампер), так необходимый рынках США и Канады 3-скоростной “автомат», жестко подключаемый 4х4 и более грузоподъёмная задняя подвеска. Именно с той поры шасси моно- и полноприводных версий имеют принципиальные архитектурные различия. В 1986 году настал черёд глубокого рестайлинга: помимо новой внешности и опциональной 4-дверной кабины Double Cab появился тяговитый 2,5-литровый дизель 4D56.

В итоге первая генерация пикапа продавалась ура на протяжении всех десяти лет выпуска. За это время на заводах в Японии (1978-1986 гг.) и Таиланде (1988-1989 гг) успели выпустить 640 тыс. штук.

Второе поколение конструировалось уже без участия Chrysler, окончательный развод с которым произошёл в 1982-1983 гг. И даже не в Японии, а в тайском MMC Sittipol – предвидя бум именно однотонных пикапов, Mitsubishi решил сосредоточить их производство в одной стране.

Хотя он по прежнему предлагался в США и Канаде, основные рынки сбыта переместились в Азию и Австралию, где L200 называли “тритоном”. А вот до самой Японии пикап доплыл лишь пять лет спустя после дебюта (под новым именем Strada) и продавался до июня 1997 года.

В 1998-м, когда в Таиланде уже вовсю собирали пикап третьего поколения, в Бразилии началась сборка слегка подмарафеченной “двойки”, продолжавшаяся 10 лет. Но и без них был поставлен новый рекорд продаж – 1,11 млн. пикапов, то есть сугубо коммерческий L200 части рынков превратился в бестселлера марки.

Если пикап второго поколения во многом базировался конструкции предшественника, то “тройка” создавалась с ноля. Полностью перекроенная рама, новые кабина и грузовой отсек, перерисованные экстерьер и интерьер. Даже энергоёмкая подвеска и полноприводная трансмиссия прошли тотальный апгрейт с оглядкой на Pajero Evo, не знавший равных в ралли-рейдах.

В результате для L200 подключаемый Part Time выполнили с понижающим рядом коробки передач и самоблокирующимся дифференциалом заднего моста. Ну а опционный Super Select 4WD вообще в те времена считался лучшей полноприводной трансмиссией. В штатных режимах езды симметричный межосевой дифференциал делил тягу поровну между осями.

Разработчики предусмотрели квартет режимов работы “супер селекта”: заднеприводный 2H, полноприводный с трансляцией тяги через вискомуфту 4H и с заблокированным межосевым дифференциалом 4HLc плюс с активированным демультипликатором. Частичная преемственность присутствовала разве что линейке двигателей и коробок передач: так, полюбившийся европейцам 2,5-литровый турбодизель 4D56Т теперь выдавал 103 л. с.

Но основная ставка делалась новый 2,4-литровый “бензин” 4G64 (145 л. с.). Кроме того, в зависимости от страны, были доступны 2,8-литровый дизельный и 2- и 3-литровые бензиновые двигатели плюс 5-ступенчатая МКП и 4-диапазонная АКП. Преемственность сохранилась и в плане продаж: с одним единственным рестайлингом (осень 2001 года) пикап повторно стал “платиновым”, то есть его тираж превысил 1 мил. проданных копий.

Четвёртое поколение бестселлера дебютировало на всех основных рынках сбыта в декабре 2005 года. Главной неожиданностью стал даже не сам дизайн, а тот факт что “бриллианты” открыли имя автора – обычно японцы на подобные вопросы отвечают о некоей командной работе. Акинори Наканиши неожиданно предложил для утилитарного пикапа бионический стиль. В частности он расчленил кузовной и салонный композиционные объемы J-контуром (или L-контуром – смотря с какой стороны смотреть), сделав его главным дизайнерским ключом модели. Не смотря на множество прозвищ (самое безобидное – “гусеница”), в Украине L200 моментально стал лидером продаж в своём классе. Один из многочисленных козырей: трансмиссии на все случаи жизни. В базовой версии предлагалась подключаемая 2-режимнаяEasy Select Part Time 4WD с демультипликатором и блокировкой заднего дифференциала. Почитателям серьёзного бездорожья адресовалась позаимствованная у Pajero IV генерации 3-режимная SuperSelect с постоянным отключаемым полным приводом. Двигателей было аж шесть: один атмосферный и три турбированных дизеля плюс пара бензиновых.

Столь большой разброс объясняется расширившейся экспортной (140 стран) и сборочной географией – компанию заводам MMC в Таиланде и Бразилии составил южноафриканский завод Daimler – в нулевых японцы образовали альянс с немецким гигантом. А вот прежде важнейшие рынки США и Канады L200 окончательно покинул – его место занял Mitsubishi Raider – по сути перелицованный пикап Dodge Dakota. Сегодня он не продаётся так же в Японии, Китае и Южной Корее.

Едва L200 V презентовали в Украине, мы тут же отправились на нём в самый сложный из проведённых редакцией тестов – экспедицию из Киева в урочище Пекло и обратно. Столь экстремальный маршрут нужен был что бы дать ответит на главный вопрос – остался ли нагламуренный L200 столь же великим проходимцем. Вместо доказательства прилагается фото.

Mitsubishi L200 2016

Конструктивно нынешнее поколение L200 является дальнейшим развитием “четвёрки”, а вот концептуально уводит её из стана рабочих лошадок в куда более престижный мир скачек Ultimate Sport Utility Truck. Достаточно сказать что презентация “пятёрки” прошла на гоночном треке. В мае пикап пятого поколения презентовали в Украине, а уже в сентябре мы отправились в самый сложный из проведённых редакцией тестов – экспедицию из Киева в урочище Пекло и обратно. Столь экстремальный маршрут нужен был что бы ответить на главный вопрос – действительно ли обновлённая система полного привода с межосевым диффом Super Select 4WD превращает L200 в великого проходимца. Разумная альтернатива “суперу” – трансмиссия с жёстко подключаемой передней осью Easy Select Part Time 4WD , у которой так же есть принудительная блокировка заднего дифференциала и селектор выбора предустановок (2H, 4H, 4HLc и 4LLc) работы трансмиссии. У пикап предлагается исключительно с двухрядной кабиной и 2,4-литровым турбодизелем 2.4 DI-D MIVEC (152 и 181 л. с.), который агрегатируется 6-ступенчатой “механикой” или с 5-диапазонным “автоматом” с подрулевыми переключателями. Обновление “пятёрки” ожидается в середине 2019 года.

(Why?)