Как выбрать зимние шины: рекомендации Павла Черепина

С наступлением холодов автомобилист задается вопросами — когда следует “переобуваться», какой тип и марку шин выбрать, где их покупать, а где в холодную пору хранить летние. эти и другие вопросы отвечает автогонщик и предприниматель Павел Черепин.

Павел Черепин, водительский стаж – 15 лет. Ездит Subaru Forester и VW Golf. Вице-чемпион мира в классе WRC2, чемпион Украины по ралли. Управляющий партнёр агентства спортивных коммуникаций Sport Heroes.

По каким критериям Вы подбираете зимние шины?

Тут я скорее одновременно жертва и рекламы, и собственного опыта. Возможно, есть резина лучше той что я использую, но если она хорошо отработала – буду искать ту же марку или новую генерацию той же модели. Зимняя резина часто достаётся в комплекте с автомобилем и тут уже главный критерий – экономический. Если шины более-менее свежие, то и менять их другой бренд нет смысла.

Используете ли резину с шипами?

Бывает по-разному и очень зависит от географии. В восточной и центральной Европе зимой в шипе особой необходимости нет. Другое дело – Скандинавия. Рекомендую настоятельно. В Украине, особенно если живешь не в центре большого города, хорошо бы использовать именно шипованную резину. Особенно если периодически возникает необходимость прохватить пару сотен зимних кэмэ по нашим дорогам, идеально вычищенным от асфальта. В спорте же нередки случаи когда нужно одновременно использовать и слик, и шип. Например в Rallye Monte Carlo мы часто едем именно “кроссом” – это когда левая передняя и правая задняя покрышки одного состава, а две других – соответственно иного. Если спецучасток включает в себя подъем к перевалу и спуск с другой стороны горы, то при определенной погоде мы стартуем сухом асфальте под ярким солнцем и уже через 10 км попадаем в метель и насквозь обледеневший “бобслейный жёлоб». В таких условиях важно понимать что и в какой момент ждёт – тут должны безупречно сработать т. н. “разведчики», проезжающие по трассе несколькими часами ранее. Плюс мы должны правильно просчитать риски и потенциальную потерю времени от любого из типов покрышек. Но в гражданской езде без надлежащей подготовки даже просто поставить зимнюю резину разных производителей одной оси – преступление и перед самим собой, и перед остальными участниками движения.

Когда нужно переобуваться “в зимнее” и наоборот?

Очень правильно сформулирован вопрос. Именно “в зимнее», а не в “зимнюю резину». Мой ориентир – недельный прогноз погоды, не превышающий днём +10. Сдаю “лайфхак” – мало просто переобуться. В идеале взять в комплекте с покрышками ещё и диски минимально допустимого для них радиуса. Когда ездил Subaru STI, то заморачивался ещё и с перепаковыванием на зиму тормозов от Impreza WRX, поскольку на родной суппорт меньший диск не одевался. С нашими дорогами очень важно иметь полноразмерную запаску и не забывать переобувать её в ту же резину, что и на четырёх других колёсах. Ну, или на шести, если кто-то то из читателей передвигается на G63 AMG 6×6. Также в “зимний набор джентльмена» входят лопата, запасная фляга с концентратом жидкости омывателя, надёжный трос и такие же варежки. Кроме того, после первого серьёзного снегопада я обычно провожу в Феофании мини-тренинг для жены, мамы и близких друзей с целью помочь им восстановить навыки управления автомобилем на снегу и на льду.

Как часто покупаете новые зимние покрышки?

гражданской машине не так часто, как на спортивной. Как ни старайся, но 28 комплектов за уикенд не расходуется. Все зависит от выбега предыдущего комплекта. В среднем – раз в два года. Разница в работе новой и двухлетней покрышки ощутима. Недавно убеждал знакомого бухгалтера в необходимости сменить его 8-летние шины на что-то помоложе. Сошлись на том, что финансовая отчетность, построенная на нормативной базе 2008 года столь же опасна для жизни и здоровья.

Часто ли прокалываете/балансируете зимние шины?

В конце 2015 года переобулись “в зимнее” и поехали с женой и ребёнком навестить друзей в Европе. Чудесный работник шиномонтажа новообуховской трассе (привет ему!) при замене резины “слизал» грани на секретке и решил опустить этот момент при передаче ключей. В итоге, поймав прокол в 20:20 на окружной Люблина, у меня почему-то не получилось со словами “засекайте время» за 5 минут поставить запаску и поехать дальше. Ибо без специнструмента снять диск было уже невозможно. В итоге семья получила запоминающееся приключение с доездом “на диске», эвакуатором, покупкой нового колеса и ценным подарком работнику шиномонтажа по возвращении.

Где и как храните зимние покрышки?

Там же, где и летние и так же, как и летние – в гараже и строго вертикально. На отремонтированных и отбалансированных после предыдущей зимы/лета дисках.

Где покупаете (магазины/рынок/интернет) зимнюю резину?

Последние несколько лет пользуюсь крупнейшим восточно-европейским интернет-магазином покрышек и очень жду появления аналогичного сервиса у нас. Если нужно достать покрышки “на вчера» – есть несколько украинских продавцов, которым доверяю и которых рекомендую.

Изучаете ли тесты покрышек в СМИ и рекомендации производителей?

Если это не маркетинговый текст, написанный копирайтером, в обычной жизни не отличающим Nokia от Nokian, а классный практический сравнительный тест – с удовольствием читаю. И пользуюсь рекомендациями, особенно в вопросах правильного давления воздуха в шинах в различных условиях.

Что рекомендуете тем кто обращается за советом при выборе?

В первую очередь интересуюсь параметрами, которыми руководствуется человек. Если кто-то принципиально ищет 19-й радиус ибо “это красиво» и не готов внимать доводам логики про удобство и эффективность 17-го – то тут советы бесполезны. В большинстве же случаев вопросы касаются производителя и выбора шип/”фрикционка”. А вот здесь всё просто – дело ограничивается перечислением собственного опыта в нескольких пунктах и полезными youtubе-ссылками на правильные тесты. Исключение – жены и мамы – тут с меня решение “под ключ».

Есть ли какие-то курьёзные случаи, связанные с зимней ездой?

Скорее – приятные воспоминания. В прошлом феврале мы с Юрой Протасовым стартовал в Rally Sweden, единственной в календаре чемпионата мира полноценной зимней гонке. И на одном из спецучастков на глазах довольно большого количества украинских болельщиков показали лучший результат в абсолютном зачете, обойдя на своей клиентской “фиесте” заводские VW, Citroen, Ford и Hyundai. Дело в том что в M-Sport, при чьей техподдержке мы и выступали, есть красивая традиция. Джон Миллингтон, один из ветеранов мирового ралли, отвечающий за радио-переговоры с экипажами во время гонки, в случае победы кого-то из его подопечных на спецучастке (или во всей гонке) говорит определенную фразу, заканчивающуюся словами “well done». К тому моменту никто из команды довольно долго не мог выиграть ни одного спецучастка. И тут после финиша SS6 Джон заканчивает наш радиообмен именно этими словами! Ведя пилота по позициям дорожной секции, я слышу well done и, стараясь придать голосу как можно более будничную интонацию, произношу: “Юрий Леонидович, мы, кажется, доп выиграли…». Он секунду молчит и отвечает таким же: “Давно пора было».

(Why?)