Тест Renault Zoe Z.E.40: 1700 км без удлинителя

В октябре в Украине стартуют продажи обновлённой версии Zoe — самой популярной европейской “электрички». Заявленная автономность новинки – 403 км, то есть по пробегу на одной зарядке “зоя” приблизилась к обычным авто и готова даже к “дальнобойным» путешествиям. Воспользовались приглашением H-Club и EV Trophy, мы протестировали ситикар марафоном Copenhhagen-Monte Carlo и пришли к выводу что столь многообещающую автономность можно получить лишь в лаборатории.

На первый взгляд Zoe выглядит подчёркнуто игрушечно. И на второй тоже – по-детски наивная внешность, округлые формы и аккуратные сопряжения даже там, где без острых граней, казалось бы, не обойтись. И едет она примерно так же – моторчик еле слышно гудит, специально сваренные по такому поводу Michelin Energy E-V едва шуршат, ход мягкий, если не сказать кроткий. Одним словом машинка располагает к себе. Самое то для вчерашней выпускницы а-ля главная героиня “зверополиса”.

О том что перед нами “электричка” с первого раза и не догадаешься. Нет того вычурного дизайна, которым щеголяют BMW i3 и Renault Twizy. Но нетривиальных дизайнерских решений хватает: тут и линзы фар с мастерски вписанными лого ZE, и ручки задних дверей с отпечатком пальца главного дизайнера. Оригинален и сам некрашеный пластик. Да, местами он выглядит словно позаимствованным у малолитражек начала 90-х, но всё может быть – ведь французы используют для Zoe только переработанный термопласт.

Салон так же не настраивает на серьёзный лад: здесь эдакий собирательный образ модельной линейки во главе с Clio. Зато все решения эргономически выверены временем и сотнями тысяч клиентов “ромба». Интерфейс так же позаимствован у серийных Renault, но дополнен всем необходимым для эксплуатации электрокара. Он наглядно демонстрирует направление потока энергии: когда, насколько интенсивно и на что она расходуется или, наоборот, когда батарея подзаряжается во время рекуперации. Принципиально новый разве что таймер зарядки – вещь просто незаменимая если вы не участвуете в соревнованиях вроде нашего. С его помощью можно программировать время зарядки АКБ – например, выставить период, когда на электроэнергию действует минимальный (ночной) тариф. Плюс Zoe позволяет дистанционно подготовить авто к поездке, предварительно нагрев или охладив салон. Для компакта В-класса это пока что роскошная роскошь.

Но для нас самым приятным бонусом был не продвинутый софт и даже не динамика (шустрее Chevy Spark EV, FIAT 500e, Smart ED и Mitsubishi i-MiEV), как можно было подумать, а минимум кренов и отменная управляемость. И это не смотря на пустой в плане информативности руль. А вот касательно скорости “зоя” разочаровала – всё что нам удалось выжать на спусках в Альпах – 142 км/ч.

Renault Zoe EV TrophyГлавная фишка Michelin EnergyTM E-V – особая термоконцепция. Во время движения резина в пятне контакта нагревается очень медленно, а вот при торможении – максимально быстро, минимизируя тормозной путь. Поняв что мы безбожно проигрываем “теслам”, перекачали шины с 2,5 сначала до 3, затем до 3,5 атм. Выбег улучшился лишь чуть, а вот управляемость и сцепные свойства (особенно в дождь) ухудшилась чувствительно. Особенно плохо стало в горах. Но выбора не было…

Рейтинг продаж электрокаров в Европе в 2016 году

Модель

Продажи

Доля рынка

1

Renault Zoe

21,735 тыс. шт.

25,6%

2

Nissan Leaf

18,456 тыс. шт.

22,8%

3

Tesla Model S

10,567 тыс. шт.

14,2%

Главные отличие обновлённого Z.E.40 от “просто” Zoe – более мощный (88 л. с. вместо 77 л. с.) электромотор и литий-ионная батарея LG увеличенной (41 кВт/ч против 22 кВт/ч.) емкости при аналогичных размерах и массе. Всего две новации, а заявленный пробег увеличился с 260 до 403 км в режиме New European Driving Cycle (NEDC). Неужели наконец-то городской электромобиль по выбегу приблизился к обычным авто? “После появления ZE4.0 мы отмечаем почти двукратный рост продаж Zoe – заметил недавно руководитель подразделения Renault EV Жиль Норманд. – Уже через три года городские электромобили будут стоить примерно столько же, сколько их бензиновые и дизельные одноклассники».

Увы и ах, но заявленного максимума мы не достигли ни разу. Как ни старались, но не приблизились к нему даже на расстояние выстрела из гаубицы XIV века, до изобретения ядер стрелявшей камнями. Поверьте, времени перепробовать всевозможные лайфхаки у нас было предостаточно – недельный марафон (1700 км) пролегал по дорогам Дании, Германии, Голландии, Швейцарии, Италии, Франции и Монако. Перекачивали покрышки, заклеивали щели, безбожно “резали» повороты ради спрямления траектории, при парковках толкали автомобиль. Ехали исключительно в режиме ЕСО, со строго определённой (90 км/ч) скоростью, отказывая себе буквально во всём – в медиасистеме, в навигации, в кондиционере, в багаже и завтраках. Даже не открывали окна в 30-градусную жару что бы не тратить драгоценную энергию на сервоприводы и не ухудшать аэродинамику.

Renault Zoe EV Trophy

Небольшим облегчением служило то что подобной автономности не достиг никто из “зоеводов” – а встречалось их на нашем пути предостаточно. Ведь почти в каждом городе старт марафона давался с центральной площади, в компании отцов города и при стечении прессы – отличное место для локальных дилеров электромобилей и “электроклубов” ещё раз напомнить о себе. Что они, кстати, и делали с завидным постоянством. Так что от общения с “зоеводами” (а Zoe – вот уже три года самый популярный электрокар Европы) мы порой даже уставали.

Максимум нашего пробега составил 262 км. То есть лишь немногим больше декларируемого у Zoe первой генерации. Если же “дальнобоить» ни в чём себе не отказывая, то заряда едва хватало на пару сотен “кэмэ». Как при этом было сражаться с десятком “тесл», у которых автономность достигает 407-411 км, а максималка зашкаливает за 250 км/ч? Кроме того ехать приходилось в постоянном напряжении: найдём зарядку ли нет? Не гонка, а квест. Если найдём, то будет ли она достаточно мощной что бы успеет подзарядится за ночь? И будет ли она свободна? Нужно чётко отдавать себе отчёт что, в отличие от владельца автомобиля, у “электроника” нет права на ошибку.

Оказывается, даже в Западной Европе зарядится не так просто. К приложению для смартфонов, сулившему раскрыть все АЗК и оплачивать зарядку с одного счета, не смотря на разных операторов столько вопросов, что и поминать всуе не хочется. Универсальные сервисы PlugShare, Electromaps и иже с ними показывали куда больше АЗК, но те могли быть или вовсе иного стандарта, или в силу своей “маломощности” годится только для электровелосипедов или кемперов. Специальных станций типа CHAdeMO на пути нашего следования было ровно три, Supercharger – вообще не одной. Но самое печальное что четверть из зарядок вообще не работали: быть опечатаны, закрыты на ключ (как в швейцарской Беленцоне), глючили, зависали в режим ошибки и т. д. Не раз и не два разряженную до 20% батарею (ещё больше опустошать не позволял наш испуганный ангел-хранитель) приходилось заряжать хотя бы вполовину – что бы отправится на поиски другой станции, ибо на здесь обещали остальные 80% зарядить за пол дня. Спасибо будущим победителям марафона Рафаэлю де Местре и Юрию Вилку, для которых этот EV Trophy был далеко не первым – оба совершили на своих Tesla Model S “кругосветку за 80 дней”. То есть не понаслышке знали о проблемах несоответствия заявленного существующему. Глядя на наши мытарства, испанец и чех, поскребя по сусекам, соорудили для “зои» многосуставные переходники, позволявшие заряжать Renault на “тесловских» станциях, с которыми в Европе всё в полном порядке. Получалось даже быстрее чем на предписанных терминалах: 2-3 часа против 6-10 часов.

Так что ареалом обитания нашего ситакара, не смотря на красивую цифру “400”, остаются мегаполисы и пригороды с хорошо развитой инфраструктурой. Идеальная картинка – когда есть возможность заряжаться дома или на работе. А вот собираясь на ZE 4.0 в отпуск, продумайте маршрут двадцать раз. Ведь даже в Германии, что бы зарядит батарею, нам пришлось съехать с крупнейшей трассы A3 на 40 (!) км. Рассекающие на “теслах” де Местре и Вилк советуют для подобный одиссей предварительно запастись удлинителем или гарпуном. Или, на худой конец, буксиром с гибридным движителем.

Renault Zoe EV TrophyОрганизованный командой Андрея Белого (слева на переднем плане) EV Trophy – это не просто марафон “от принца до князя” – когда в Копенгагене старт гонки даёт принц датский Фредерик, а в Монте-Карло призы вручает князь Монако Ренье II. Это ещё новая и, согласитесь, куда более интеллектуальная сторона экспортной политики нашей страны, чем поток новостей о коррупционных скандалах. Никогда ещё страны экс-СССР не проводили международные гонки за своими пределами. Тем более такие, каких в Европе отродясь не было. да ещё и в столь инновационном формате – без судейского корпуса, команды хронометристов и т. д. Более того, 1700 км марафона прошли по дорогам самых развитых стран ЕС, с ежедневными стартами с центральных площадей, в присутствии мэров-губернаторов, функционеров национальных автоклубов, локальных дилеров и т. д. Давайте тихонечко порадуемся что теперь Украина хотя бы для этих тысяч европейцев будет ассоциироваться не только с Чернобылем и заробитчанами.

Редакция выражает благодарность H-Club и EV Trophy за помощь в участии в марафоне и в подготовке материала.

Renault Zoe EV Trophy

(Why?)