Тест Citroen SpaceTourer: километры пространства

Ещё не отгремел кроссоверный бум, а уже назревает революция в сегменте LCV. Одним из трендсеттеров грузопассажирской моды стало новое детище французского концерна PSA и Toyota. 9 квадратных метров пространства и 9 посадочных мест при легковой управляемости и цене менее 700 тыс. грн. Как тут устоять?

Citroen SpaceTourer, он же Peugeot Traveller, он же не предлагающийся на украинском рынке Toyota Proace. Дети оптимизации производственных мощностей и результат сотрудничества PSA с Toyota Motor Europe, заменившей в 2012 году концерн Fiat. Выпуск микробусов налажен во французской стороне – в Севельнорде. Тройню объединяет практически все: модульная платформа EMP2, три варианта длины кузова L1 (4600 мм), L2 (4950 мм) и L3 (5300 мм), 2-литровые дизели в паре с 6-ступенчатой “механикой” или “автоматом” плюс схожие комплектации. Разница лишь в дизайне экстерьера, несущем свойственный каждому бренду корпоративную стилистику.

И из этих “троих из ларца, одинаковых с лица” наиболее выразительный именно Citroen. Растянутый на весь фронтон двойной шеврон зрительно расширяет и “приземляет” 5-метровый микробус. И всё – весь остальной эгоцентризм бренда заметно сглажен братской унификацией. Что, несомненно, придаёт “туреру» серьёзности в глазах более широкого круга покупателей. А значит позволит рассматривать модель в качестве не только семейного транспорта, но и как бизнес-партнера.

Без лишней скромности

Но важнее то, как легко приноровится к габаритам и каков (а он велик – 11,3-12,4 м) радиус разворота. В нашем распоряжении оказалась промежуточная и, по единодушному мнению редакции, наиболее оптимальная версия “турера” с точки зрения вместимости и удобства использования в городе. Этому здорово способствуют толковые зеркала и особенно – парктроники, чья чувствительность распространяется даже бровки. А вот салонное зеркало совершенно бесполезно, ибо центральные подголовники обеих диванов надёжно перекрывают большую часть обзора назад. Плюс в широких передних стойках легко может “спрятаться” пешеход. Но за несколько часов интенсивной эксплуатации настолько приноравливаешься к габаритам, что начинаешь наслаждаться легковой управляемостью автобуса.

Большинству тех, кто хоть раз садился за руль микроавтобуса, потом очень недостаёт его высокой посадки. Ведь она дает куда более масштабное видение дорожной обстановки, позволяя быстрее оценивать ситуацию и избегать траффика и аварийных ситуаций. Правда, айсиновский “автомат» хоть и щёлкает передачи со знанием дела, в первый момент нажатия на педаль газа словно спотыкается. Но его можно понять и простить: гидротрансформатор нацелен тянуть груженый до 1,4 тонны автомобиль и “держит” передачу, давая возможность дизелю раскрутится до пика крутящего момента на 2000 оборотов. Так что если нужно ускоряться-останавливаться интенсивней таксистов, пользуйтесь мануальным режимом и …подрулевыми лепестками.

Постой, паровоз!

Удивительно и то, насколько SpaceTourer экономичен в городской толчее. При скорости 20-80 км/час и с учётом пробок расход солярки ни разу не превысил 8 литров. Отменный результат как для 9-местного буса без системы start/stop. Правда, в основном он гнал порожняк. На трассе же лучше задействовать круиз-контроль, выставив крейсерские 110-120 км/час. Иначе велик риск спалить содержимое 69-литрового бака за 450 км пути – аэродинамика у “турера” хуже чем “гелендвагена”, а курсовая устойчивость при 160 км/ч куда лучше. Но и парусность минимальная, что при подобных размерах – бонус.

Еще одним приятным сюрпризом стали акустический комфорт и энергоемкость подвески. Даже без загрузки шасси столь всеядно, что ему может позавидовать куда более дорогой V-Class. Не говоря уже про весьма жёсткую подвеску Traffic. Фактически “турер» не замечает ни брусчатки, ни лежачих полицейских, ни асфальтовых наслоений. Причем общая платформа EMP2 (на ней зиждутся Picasso и Grand Picasso), использована лишь на половину. Силовая структура кормы была разработана индивидуально – с прицелом на большую массу и увеличение базы. Плюс в шасси применили усиленный MacPherson, пружины с переменной жесткостью, более производительные амортизаторы. Отдельная песня- адаптивна система AMVAC, чьи функции аналогичны формульной активной подвеске. Она призвана “соблюдать” высоту микроавтобуса в 1900 мм при любой нагрузке, что позволяет ему попадать на любой многоуровневый паркинг.

Вопреки комфорту

Главное неудобство – невозможность отрегулировать наклон спинки переднего дивана, уж очень она вертикальна. В коротких городских поездках с этим ещё можно мириться, но если в пути придётся провести больше часа, то рослым пассажирам лучше пересесть. Такой подход расстраивает даже больше наличия всего одного (!) USB-разъема на весь 9-местный салон. Благо что у водителя с настройками рабочего места всё в порядке: руль регулируется по высоте и вылету, кресло настраивается в трех диапазонах, а в комплектации Business есть еще поясничная поддержка и подлокотник. Вот только текстура баранки столь шероховата, что возникают мысли о незапланированном пилинге и желание одеть перчатки.

Простор простору рознь. С одной стороны, как и в любом бусе, компоновщики нашли место для множества ниш и отсеков. Но пользоваться ими не всегда удобно в силу их удалённости. Например, на вершине приборной панели расположены карман для бумаг и подстаканники. Но достать что-то оттуда, не привставая, сможет разве что наш мэр. Если же поставить бутылку с водой в дверной карман, то к ней нужно будет наклоняться, отрывая взгляд от дорожной ситуации. Ибо находится она на уровне пола. У пассажиров задних рядов есть только несколько выемок под стаканы и небольшие углубления по бокам.

За все эти недоработки извиняется изящная крутилка от музыкального центра, заменившая рычаг переключения передач. И удобно, и тёплая ламповая ностальгия по 80-м. Следующий шаг – дистанционное переключение передач? Кстати, мультимедийная зона, как и климатическая, разделены. Можно отказаться от 17-дюймовых дисков или панорамной крыши, но двухзонный климат-контроль (39,470 тыс. грн.) просто необходим, потому что опускаются стёкла только в передних дверях. А так пассажиры получат возможность настраивать температуру по своему вкусу – над каждым рядом кресел есть свои дефлекторы плюс общий регулятор силы потока воздуха. Навигация и сенсорный 7-дюймовый монитор обойдутся в дополнительные 22,2 тыс. грн., как и электроприводы боковой и задней дверей с системой Hands Free Access. Проекционный HeadUp дисплей потребует еще 12,340 тыс. грн., но парковаться станет значительно легче. И дешевле.

Что мы имеем?

В свое время пассажирская версия Jumper, в отличие от чисто грузовой, особой популярностью на наших просторах не пользовалась. В новом виде под новым именем француз приобретает и новый шанс – у него есть все чтобы отвоевать часть покупателей у Traffic или Tourneo Сustom. Да, ему далеко до комфорта и сбалансированности Multivan или V-class, так и цена в половину ниже. Что делает его заманчивым приобретением для тех, кто давно мечтал пересесть на микроавтобус.

Технические характеристики Citroen SpaceTourer HDi 150

Рабочий объем, куб. см

1997

Мощность, л.с./об. мин

150/4000

Крутящий момент, Нм/об. мин

370/2000

Коробка передач

6-ст. автомат

Длина/ширина/высота, мм

4956/1920/1925

Дорожный просвет, мм

160

Колёсная база, мм

3275

Масса снаряженная, кг

1686

Грузоподъемность, кг

1414

Покрышки передние/задние

Michelin Agilis 215/60R17

Тормоза передние/задние

диск. вент./диск.

Максимальная скорость, км/ч

179

Разгон 0-100, км/ч

10,4

Расход топлива, Г/З/С, л/100 км

7,0/5,6/6,2

Объем багажника, л

507/2281/3968*

Цена автомобиля, тыс. грн.

от 854,400

Конкуренты

Hyundai H-12.5 VGT АТ5 (1,030800 млн. грн.), Mercedes V-Class 220 CDI AT7 (1,587142 млн. грн.), VW Multivan 2.0 TDI DSG (1,970722 млн. грн.)

*со сложенными спинками одного/двух рядов сидений

(Why?)