50-летие Elf: мотоциклы, обогнавшие время

Экспансия Elf в мотогонки была не менее стремительной чем в Ф-1. Но в звездопаде побед как-то забылось что французы и сами строили чемпионские формульные болиды и гоночные мотоциклы, своими инновациями надолго опередившие время.

Экспансия Elf в мотогонки была не менее стремительной чем в Ф-1. Но в звездопаде побед как-то забылось что французы и сами строили чемпионские формульные болиды и гоночные мотоциклы, своими инновациями надолго опередившие время.

Elf пришел в мир мотогонок в 1973 году и уже сезон спустя отпраздновал свое первое чемпионство в топовом классе GP500, который сейчас называется MotoGP. На гала-ужине, данном в честь победы, маркетинг-директор Elf Франсуа Гитера познакомили с гоночным конструктором Андре де Кортанзом из Renault. Первый из них “поженил» бренд с гонками, добившись от руководства спонсирования беспрецедентной гоночной программы и сотрудничества с Renault, которое продолжается до сих пор. Второй отвечал за все без исключения гоночные программы “ромба”, обернувшиеся множеством побед – в “Ле Мане», в Ф-1, в WRC. Но, по понятным причинам, большая часть славы доставалась автопроизводителю, а Гитеру требовался продукт, который бы на все 100% ассоциировался именно с вверенным ему брендом. “Нам необходимо создать не просто имидж высокотехнологичного продукта.- наставлял он конструктора. – а буквально захватить воображение общественности причастностью к революционными ноу-хау”. И де Кортанз познакомил друга со своим подопечным Жан-Пьером Жабуем, засидевшийся в младших формулах. У того на руках был бизнес-проект команды Ф-2, которая будут выступать на болидах собственной конструкции. И год выпускник Сорбонны стал чемпионом на болиде Elf 2J. Но отпраздновать его победу крёстным отцам не случилось – де Кортанз так неудачно сломал ногу, что провалялся дома 8 месяцев. Навестившего его Гитера конструктор огорошил идеей революционного мотоцикла. В своё время большинство ноу-хау мсье Андре почерпнул из авиации и аэронавтики и был уверен что при должной адаптации они будут востребованы и в мотогонках. Правда, никогда прежде байков он не конструировал.

Первенцем новообразованной команды и конструкторского бюро стал прототип Elf X. В котором уместилось столько инноваций, что презентовали его на …парижском автосалоне 1978 года. Рамы не было: снизу к мотору крепился бак, сверху – паук выхлопных труб. передней вилки тоже – вместо неё автомобильная схема с поперечными рычагами и поворотным шкворнем внутри колеса. Подобная конструкция минимизировала клевки при торможениях, улучшала аэродинамику, облегчала настройку плюс кардинально ускоряла замену колеса, что в многочасовых гонках является одним из слагаемых успеха. У следующей модели передний и задний маятники были вообще зеркально ориентированы относительно друг друга.

Как обычно бывает с революционными конструкциями, они выглядели авангардно и радовали скоростью, но страдали от ненадёжности. Ещё проворнее оказались конкуренты, тут же растащившие Elf X на цитаты. Быстрее всех сориентировался концерн Honda, бессменный лидер мотоциклетного рынка. В 1980 году после секретных тестов был подписан договор на поставку особенных версий моторов. А после того как в 1984 году 78-летний Соитиро Хонда “прилетел к вам в Париж чтобы увидеть что-то интересное” и пообещал всячески поддерживать команду (комплектующими, тестами, гонщиками), та решилась на переход в королевский классе мотогонок – GP500. Что ж, если революционные конструкции не выдерживают многочасовые гонки, то нужно найти более подходящий формат. Даже без де Кортанза, который отправился в Peugeot, его соратники устроили плановую революцию. Так, система рулевого управления больше напоминала авиационную, двигаясь не влево-вправо, а вперед-назад. Увы, пилоты так и не смогли приспособится к новинке и Elf2 остался концептом. Зато другая его новинка – карбоновые тормоза – показала себя в гонах с лучшей стороны. Логичным шагом стала разработка всего шасси из углепластика и применение других не менее экзотических материалов. Пик успехов пришёлся на середину 80-х, когда Рон Хазлам в выиграл гонку в Макау (1986 г.) и стал 4-м по итогам сезона-1987, уступив только заводским пилотам Honda и Yamaha. Результаты могли быть и выше, но для команды “очки-голы-секунды» были не так важны как разработка новой конструкции. Часто уже посреди чемпионата начиналась подготовка к следующему сезону. Кстати, некогда маркетинговое начинание превратилось в серьёзный источник доходов – та же Honda купила 13 из 18 патентов, полученными командой. Увы, всё окончилось с уходом Гитера на пенсию. Да, мотоциклы Elf так и выиграли чемпионат мира, но на протяжении всей своей “карьеры” они находились на острие прогресса, задавая вектор развития гоночной конструкторской школе и ладе сегодня служить источником вдохновением для инженеров и дизайнеров по всему миру.

В 1984-м Соичиро Хонда, которого в Японии считают не иначе как изобретателем мотоцикла, и который к тому времени редко покидал родину, “прилетел к вам в Париж чтобы увидеть что-то интересное”. Ему показали Elf2, напичканный аэрокосмическими ноу-хау: карбоновые тормоза, рождённый в аэродинамической трубе обвес и авиационная система рулевого управления, двигавшаяся не влево-вправо, а вперед-назад. В итоге Honda не только всячески поддерживала команду, но и купила 13 из 18 патентов Elf.

(Why?)