Total+Citroen: непобедимое сочетание

Пол века назад в автоспорте началось сотрудничество, равных которому нет и поныне. Ни по продолжительности, ни по эффективности, ни по количеству завоеванных побед и титулов. Особенно успешным оно было в чемпионате мира по ралли.

Rallye du Maroc (1969-1971)

Раллийное крещение тандема Total и Citroen состоялось 24 апреля 1969 года в …северо-западной Африке. В те времена этот регион, наряду со Средним Востоком, считался одним из самых перспективных в плане добыче нефти и газа. А значит и перспективных в плане покупательской способности. но касательно 4-дневного 1300-километрового Rallye du Maroc – никаких предположений – это было однозначно сложнейшее ралли стыке 60-х и 70-х. Лишь пятая часть его маршрута приходилась на сносные асфальтовые и гравийные дороги, всё же остальное время экипажи носились по натуральным “каменоломням”.

Скептики были уверены – таком покрытии лёгкие переднеприводные Citroën DS 21 ждёт провал. Куда больше в Марокко котировались седаны классической компоновки, считавшиеся более надёжными и выносливыми. К тому же DS, по меркам автоспорта, был ветераном – его выпуск начался ещё в 1955 году.

Но и свежеиспечённая команда не сидела сложа руки: для главного специалиста по африканским гонкам – Боба Нэйре – была подготовлена укороченная и усиленная версия DS 21 Proto Chassis Court с усиленной гидропневматической подвеской и усовершенствованной системой охлаждения. Для которой специалисты Total подготовили особое масло: не просто более “жаростойкое”, но и “высокогорное”, ведь часть спецучастков проходила у Тубкаля – самой высокой точки Атласских гор. И “шевроны” с первых же метров задали такой темп, что в итоге к финишу в первой шестёрке остался только один экипаж не DS 21.

Год спустя Нэйре сотоварищи повторил свой успех, записав счёт “автомобиля Фантомаса” ещё один дубль.

В 1971 году команда, наконец-то, вывела старт новинку – трёхдверку SM V6, первую и пока единственную в истории модель класса Grand Tourisme. И снова шансы “шевронов” оценивались невысоко – из-за папарации, устроивших за SM настоящую охоту, его не успели толком испытать даже во Франции. Кроме того, теперь Rallye du Maroc было этапом чемпионата, известного сегодня как WRC – его протяжённость возросла до 4350 км, а в стартовых списках появились все сильнейшие заводские команды. Тем не менее быстрее всех по разбитым каменным тропам, соединяющим Касабланку, Рабат и Марракеш, пронёсся местный пилот Жан Дешосо, опередивший своём SM ближайшего конкурента почти на пол часа – вечность по меркам ралли.

Tour du Sénégal (1977-1978)

В мае 1977 года команда Citroen Total и вовсе показала фантастический результат. финише ралли Tour du Sénégal протяжённостью 30000 км, в котором стартовал 31 экипаж, “шевроны” заняли пять (!) первых мест. Причём победитель Дешосо снова ехал на новейшей модели – инжекторной версии “автомобиле 1975 года» CX 2400, сменившем на раллийных трассах SM. Она отличалась от “обычного” CX системой впрыска с электронным управлением, которая так же разрабатывалась в тесном сотрудничестве cо специалистами Total.

Год спустя GTI снова безраздельно господствовали в Сенегале – 21 ноября подиуме в центре Дакара стояли экипажи трёх инжекторных CX 2400. До старта легендарного марафона “Париж-Дакар” оставалось чуть больше месяца…

Citroen Total 50Не смотря редкие старты в чемпионате мира в 90-х, команде Citroën Total удавалось радовать поклонников. Так, в 1999 году Филипп Бугальски выиграл 2 из 4 этапов, в которых стартовал. Причём опережал он заводские экипажи на полноприводниках топового класса WRC за рулём моноприводной “ксары” младшей категории kit-car.

Rallye Monte-Carlo (2003-2013)

После слияния с Peugeot в 1976 году “шевроны” на долгое время ушли в тень – у “львов” в ралли были собственные традиции и амбиции. А уделом Citroën на долгое время стали мономарочные, национальные и региональные чемпионаты. В WRC его экипажи появлялись от случая к случаю – найти средства на полноценное участие в чемпионате мира, а значит и поспорить за командный титул получилось только к сезону-2003 году. Зато теперь это была настоящая dream team – с полноценным ралликаром Xsara WRC, опытнейшими чемпионами мира Колином МакРеем и Карлосом Сайнсом плюс восходящими звёздами Франции Филиппом Бугальски и Себатьяном Лёбом.

И уже на традиционно открывающем чемпионат Rallye Monte-Carlo “шевроны” учинили настоящий разгром, заняв первые три места. Причем победил самый малоопытный – Лёб. Более того, эльзасец весь сезон сражался словно лев, победив ещё дважды и уступил в борьбе за титул лишь одно очко. Зато Citroën Total World Rally Team победил в командном зачёте, “обмыв” подиумным шампанским новый логотип Total.

Citroen Total 50Citroën, Total и Себастьян Лёб – не просто непобедимое сочетание в мире ралли – это целая эпоха. 16 чемпионских титулов, 78 триумфов на этапах, 896 – на спецучастках. Трудно представить, что кто-нибудь в обозримом будущем приблизиться к этим достижениям.

Год спустя Себ ожидаемо не оставил от чемпионата камня на камне: 6 побед в 16 этапах. В 2005-м его доминирование стало и вовсе неприличным: начав с третьего кряду триумфа в Монте-Карло, француз первенствовал ещё в 9 ралли, вынудив соперников сражаться за сомнительный титул “лучший из остальных”.

В 2006-м сложилась и вовсе уникальная ситуация. Заводская команда взяла академотпуск для подготовки принципиально новой модели. И Лёб, выступая на всё той же “ксаре” за частную конюшню, не имевшую средств на заморские выезды, задал такой темп, что тратится на финальные этапы в Японию, Австралию и Новую Зеландию не пришлось. Выдав серию из 8 побед и 4 вторых мест в первых 12 этапах, он стал недосягаемым для конкурентов задолго до окончания сезона.

Ну а после возвращения Citroën Total World Rally Team с новой моделью – С4 WRC – в чемпионате мира наступила “эра Лёба”. Переписывался технический регламент, сменялись поколения гонщиков, уходили и приходили заводские команды, не менялись только имена чемпионов. Семь титулов подряд и семь побед в Rallye Monte-Carlo говорят сами за себя. Увы, из-за того что имя победителя известно заранее, WRC стал терять популярность. И тогда Citroën и Total предложил Лёбу присоединиться к их новой программе в чемпионате мира по туринговым гонкам.

Citroen Total 50Citroën Total Abu Dhabi WRT пожертвовал сезоном-2016 ради подготовки по изменившемуся техническому регламенту абсолютно новой модели – Citroën C3 WRC. И новый лидер “шевронов” Крис Мик принёс команде “золото” мексиканского и испанского этапов.

(Why?)