Total и Citroen: 50 лет на вершине

Полвека назад в автоспорте началось сотрудничество, равных которому нет и поныне. Ни по продолжительности, ни по эффективности, ни по количеству завоеванных побед и титулов. Сегодня оно продолжается в самой инновационной серии – “электрической” Formula-E.

Formula-Bleue (1969-1975)

И в первую, и во вторую очередь Total и Citroen знамениты своими триумфами в ралли, рейдах и марафонах – то есть вдалеке от автодромов с идеально гладким асфальтом и там, где соревнуются автомобили, технически близкие к серийным. Но были в истории сотрудничества двух брендов и формульные серии, первой из которых стала F-Bleue.

В 1965 году региональный дилер Citroën Морис-Эмиль Пезу предложил французской автофедрации MEP – проект молодёжной формулы. Максимальное использование компонентов от дешёвого Citroen Ami 6 делало такие болиды сравнительно доступными. Но уж слишком “мепы” получились тихоходными: 600-кубовый 25-сильные моторчики едва разгоняли их до 130 км/ч.

Формула-Е (2015-2019)

Будучи одним из лидеров энергодобывающей отрасли, Total всесторонне заботится об окружающей среде и всячески поддерживает разработку альтернативных источников энергии. Поэтому компания с воодушевлением встретила создание Формулы-Е, которую называют “электрической” Ф-1. В 2014 году Total совместно с Citroën принял решение принять участие в новоиспечённом чемпионате, являющимся превосходным инструментом для разработки, исследований и популяризации электромобилей.

Citroen Total 50Отсчёт побед Total в самом молодом и самом перспективном чемпионате – Формуле-Е – начался в первом же сезоне. Сэм Бирд привёл свой Spark-Citroën DSV-01 к первому месту на трассе, проложенной по улицам Буэнос-Айреса и окружённой живым коридором из сотен тысяч зрителей. И в дальнейшем радовал поклонников эффектнейшей ездой.

И победы не заставили себя ждать – в дебютном чемпионате Сэм Бирд привёл свой Spark-Citroën DSV-01 к первому месту в аргентинской гонке. Сезон спустя британец первенствовал уже в двух этапах чемпионата. А в недавно финишировавшем сезоне-2017-2018 он практически в одиночку затащил команду на третье место, заработав 2 победы и 4 подиума.

Сезон 2018/2109 открыл новую эру в чемпионате: благодаря существенным изменениям в техрегламенте и возможность конструировать электромоторы самостоятельно в него ринулись крупные “игроки” – BMW, Nissan и Mercedes, на подходе Porsche, Ford и Honda. Тем не менее в самого старта сезона силами Жан-Эрика Верня и Андре Лоттерера в чемпионате лидирует именно французская команда.

Citroen Total 50Выиграв всё что только можно в WТCC, пилот Citroën Total Хуан-Мария Лопес на сезон 2016-2017 усилил ряды “шевронов” в Формуле-Е. И, не смотря на принципиально разную технику и способы пилотирования, трёхкратный чемпион мира добыл в копилку “электрической” команды два подиума.

(Why?)