Как вторая волна пандемии отразится на авторынке?

Европейская ассоциация перевозчиков автомобилей ECG совместно с Automotive Ultima Media, проанализировала, как вторая волна пандемии отражается на европейском автопроме. Аналитики Дэниэл Харрисон и Кристофер Людвиг спрогнозировали, как карантин может повлиять на продажи автомобилей.

Летом европейский автомобильный рынок начал показывать признаки восстановления. Тут сыграли роль несколько факторов: отложенный спрос, нежелание людей ездить в общественном транспорте и подвергать себя опасности заражения, а также – государственные стимулы на покупку электро и новых автомобилей. В ECG даже прогнозировали значительный рост объемов продаж электрокаров. Однако, в ЕС началась вторая волна пандемии, и ситуация вновь осложнилась.

В сентябре Германия показала рост продаж, по сравнению с 2019-м годом, на 10,1%, в Италии этот рост составил 10,2%, в Великобритании сокращение продаж достигло минус 2,4%, хотя в июле здесь тоже был рост в 10,5%. Во Франции продажи упали на минус 4,9%, хотя в июне и июле здесь был рост, соответственно на 1,4% и 3,4%. В Испании продажи упали до минус 10,2%, хотя в июле и здесь был рост на 1,4%.

Все положительные приведенные результаты связаны, в основном, с отложенным спросом и стимулами на покупку нового авто. Но восстановление рынка оказалось недолгим. Программы стимулирования окончились, а Европу накрыла вторая волна Covid-19. Правительства европейских стран вновь вводят дополнительные экономические ограничения. А призрак еще более жестких мер бросает тень на казавшиеся реальными перспективы восстановления V-образной формы, когда после глубокого спада начинается не менее резкий подъем.

Крупнейшие рынки ЕС

На 5 крупнейших рынках ЕС – в Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании ситуация, по прогнозам ECG, будет развиваться следующим образом.

Германия

По базовому прогнозу ECG, в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, продажи новых автомобилей снизятся на 21%. А по худшему сценарию – на 23%. Правда, ожидается, что падение на 21% в 2020-м, будет частично компенсировано ростом на 10% в 2021 году и на 4,5% в 2022 году. Тем не менее, возврат общих объемов продаж к докризисным показателям произойдет в Германии не раньше 2029 года. Что касается производства, экономика Германии сильно ориентирована на экспорт. Из 4947311 единиц автомобилей, произведенных здесь в 2019 году, 75% (на 142,3 миллиарда долларов) было экспортировано. Из этого экспорта 58% идет в страны ЕС (включая Великобританию), 19% – в Азию и 12% – в США. В ECG ожидают, что снижение производства автомобилей в Германии будет большим, чем падение продаж.

Франция

Здесь в ECG прогнозируют значительное падение годовых продаж автомобилей. В базовом прогнозе – на 23% в 2020 г. В худшем – на 25%. В базовом сценарии здесь не ожидают восстановления продаж новых автомобилей до докризисного уровня, примерно до 2028 года.

Если говорить о производстве, падение спроса на дизельные авто нанесло Франции большой ущерб. Так как здесь основная база производства и продаж дизельных силовых агрегатов. Кроме того, автомобильная промышленность Франции тесно связана с более широким восстановлением Европы. Ведь, например, из 2202460 единиц автомобилей, произведенных во Франции в 2019 году, 81% был экспортирован (на сумму 23,6 млрд. долларов), в основном, в Европу.

По прогнозам ECG, объем производства во Франции в 2020 году сократится на 25%, по сравнению с 2019 годом. И упадет до 1695000 единиц.

Великобритания

Здесь в ECG прогнозируют в базовом сценарии падение годовых объемов продаж в 2020 г на 30%, по сравнению с 2019-м. А возврат к докризисному уровню только к 2030 году.

Производство автомобилей в Великобритании в 2019 г. составило 1,3 млн единиц (по сравнению с 1,6 млн в 2018 г.), из которых 80% были экспортированы. Из этого экспорта почти 55% пошло в ЕС, 18,9% в США и 5,3% в Китай. В ECG ожидают, что производство в Великобритании к концу года будет почти на 30% ниже, чем в 2019 году.

Италия

По базовому прогнозу ECG, продажи новых автомобилей в Италии в 2020 году снизятся на 27%, по сравнению с 2019 г. В худшем случае – на 29%. В 2021 г. в ECG ожидают 15-процентного роста, который вернет половину позиций утраченных в 2020 году. В долгосрочной перспективе в ECG не ожидают, что продажи в Италии приблизятся к докризисному уровню раньше конца десятилетия. Из 915 305 автомобилей, построенных в Италии в 2019 году, две трети были проданы за границу, причем большинство – в южную Европу и Великобританию. В 2020 году в ECG ожидают снижения производства на 25%, по сравнению с 2019 годом. Хотя, в 2021 году должен наблюдаться его рост вместе со спросом.

Испания

Базовый прогноз ECG на 2020 год – снижение продаж новых автомобилей на 30%, по сравнению с 2019 годом. Ожидается, что объем продаж 2019 года не будет достигнут в Испании до конца десятилетия.

В 2019 году Испания произвела 2,9 млн единиц автомобилей и стала вторым по величине производителем авто в Европе после Германии. Около 83% продукции идет отсюда на экспорт. Из них – 91% экспортируется на рынки ЕС и Великобритании. В ECG ожидают, что годовое производство в Испании сократится почти на 29%, по сравнению с 2019 годом.

Четвертый квартал

Если говорить о ближайших перспективах – четвертом квартале 2020 г, то по базовому прогнозу ECG, продажи новых автомобилей в ЕС и Великобритании должны оставаться примерно на 4% ниже объема четвертого квартала 2019 года. Это означает снижение по итогам года на 23,6% в 2020 году, по сравнению с 2019-м.

Производство в регионе также останется на низком уровне. Хотя восстановление в Китае и в США дают некоторый потенциал роста. В базовом прогнозе в ECG ожидают, что производство в ЕС и Великобритании до конца 2020 г. будет примерно на 21% ниже, чем в 2019 г. Однако, уже в следующем квартале есть серьезные риски, которые могут иметь последствия для автомобильной промышленности Европы в 2021 году и далее. На нескольких основных европейских рынках, включая Испанию, Францию и Великобританию, уровень новых инфекций в настоящее время достиг или превысил дневную норму, которую они наблюдали во время пика в апреле этого года. Для многих стран Центральной и Восточной Европы, где прошлой весной отмечалось относительно небольшое количество вспышек новых случаев, сейчас оно намного выше. Поэтому, правительства снова ужесточают ограничения. И не исключено, что могут быть введены более строгие запреты, включая повторное закрытие автосалонов и заводов.

Во всех своих прогнозах и сценариях, приведенным ниже, в ECG не ожидают возврата к широкомасштабным блокировкам, которые были весной. Однако, сохраняющиеся ограничения производства будут оказывать давление на рост и доверие потребителей. А неопределенность в отношении ограничений, вероятно, приведет к более медленному, и гораздо более неравномерному восстановлению производства и рынка, чем можно было бы надеяться.

Возможные сценарии

В базовом прогнозе ECG в 2021 году объемы продаж новых автомобилей в ЕС продемонстрируют значительный рост. Но и он не сможет восстановить утраченные во время карантина позиции. Фактически, в ECG не ожидают, что европейские продажи вернутся к уровню до пандемии до 2028 года. Этот прогноз включает все 27 рынков ЕС и Великобритании, включая Исландию, Норвегию и Швейцарию. Объемы продаж указаны для легковых и коммерческих автомобилей.

Базовый сценарий в ECG считают наиболее вероятным. В соответствии с ним, объемы продаж в четвертом квартале останутся небольшими. Влияние кризиса скажется на спросе на транспортные средства на многие годы. И только к 2027 году объемы достигнут или превысят те же уровни, что и в прогнозе обычного развития.

Надежда есть

Надежду вселяет поворот граждан ЕС к личной мобильности в противовес общественному транспорту. Что должно способствовать продажам автомобилей. Кроме того, продажи электромобилей EV и PHEV продолжают опережать рынок. Поэтому, считают в ECG, более устойчивое восстановление спроса должно начаться уже в 2021 году.

А пока, как и в битве с Covid-19, европейская автомобильная промышленность останется в режиме выживания.